3.Система муниципального права.
Система муниципального права – объединение муниципальных правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Система муниципального права включает следующие структурные части:
•местное самоуправление в системе народовластия;
•основы местного самоуправления;
•территориальные, организационные и финансово-экономические;
•предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
•гарантии местного самоуправления;
•ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учётом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.
Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении.
Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления.
Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.
Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.
4.Место муниципального права России в правовой системе Российской Федерации. Соотношение муниципального права с другими отраслями российского права.
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права.
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.
Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.
Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.
Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты.
Таким образом, законами субъекта РФ устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.
Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.
Данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
studfiles.net
1.Понятие муниципального права. Муниципальное право России как отрасль российского права.
Муниципальное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на осуществление местного самоуправления непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать:
•отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;
•договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;
•отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;
•отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;
•отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;
•отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;
•отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.
2.Предмет и метод муниципального права.
Под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на осуществление местного самоуправления непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Субъектами муниципальных правоотношений являются население муниципального образования, муниципальное образование, граждане, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, органы государственной власти и др.
Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Муниципальное право состоит из следующих правовых институтов:
•общие правовые принципы местного самоуправления;
•территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления;
•предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
•государственные гарантии осуществления местного самоуправления;
•ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.
Муниципальное право тесно взаимосвязано с другими отраслями российского права, такими как конституционное право, административное право, гражданское право.
Метод муниципального права.
Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.
В целом главными признаками метода правового регулирования можно назвать следующие:
•каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
•с какими юридическими фактами связываются возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
•как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
•как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений. Для метода муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обвязывание. Большое значение имеет использование метода рекомендаций. Муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений.
studfiles.net
1. Понятие муниципального права, его предмет и методы правового регулирования. Муниципальное право
1 2 3 4 5 61. Понятие муниципального права, его предмет и методы правового регулирования.
Муниципальное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой комплекс правовых норм, закрепляющая и регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением вопросов местного значения.
Предмет МП – качественно однородные общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Предмет (дополнительно, чтоб было что сказать):
отношения, связанные со способностями населения непосредственно решать вопросы местного значения
образованием и преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, выявлением мнения населения по данным вопросам;
определением организационной структуры местного самоуправления
отношения, связанные с организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
отношения, связанные с осуществлением отдельных гос полномочий
Отношения, связанные с функционированием различных отраслей местного хозяйства.
Методы:
– императивный метод: основан на субординации и властном подчинении одного субъекта правоотношений другому. Императивному методу свойственно использование таких приемов правового регулирования, как предписание и запрет. Например, в ч. 3 ст. 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. указано, что в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» применяются Конституция РФ и этот Федеральный закон. Это пример предписания, так как в случае возникновения подобного противоречия субъект правоотношения вправе поступить только так. как прямо указано в данном положении Федерального закона.
– диспозитивный метод: предполагает равноправие субъектов правоотношения, возможность выбора различных вариантов поведения. Для диспозитивного метода свойственно использование такого приема правового регулирования, как дозволение. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Это пример дозволения, так как установление таких символов — право, а не обязанность муниципальных образований, к тому же реализуется оно по их усмотрению (хотя и в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами).
– метод рекомендации: обусловлено, прежде всего, тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12). Поэтому государство, учитывая специфику данного уровня власти, влияет на муниципальную деятельность также путем рекомендаций. Рекомендации в адрес органов местного самоуправления обычно содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также актах органов государственной власти субъектов РФ.
2. Источники муниципального права.
Источники муниципального права — это формы внешнего выражения и закрепления норм муниципального права.
Ст. 4 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Правовую основу местного самоуправления составляют:
– общепризнанные принципы и нормы международного права
– международные договоры Российской Федерации (Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., ратифицированная Россией в 1998 г.)
– Конституция Российской Федерации (содержит специальную главу 8 «Местное самоуправление», а также значительное количество норм, касающихся местного самоуправления, в других главах. Конституция определяет основополагающие (базисные) начала местного самоуправления в нашей стране)
– федеральные конституционные законы
– настоящий Федеральный закон (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
– другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) (кодексы: Бюджетный, Градостроительный. Гражданский, Земельный, Налоговый, Кодекс об административных правонарушениях). Существуют федеральные законы, регулирующие отдельные группы отношений в сфере местного самоуправления, например. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 1Э8-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
– уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Дискуссионным в науке является вопрос о признании решений Конституционного Суда РФ в качестве источника права. Тем не менее, на современном этапе влияние его решений на правоприменительную практику несомненно. Поэтому решения Конституционного Суда РФ являются специфическим источником муниципального права России. Примером является постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике».
В число источников отрасли муниципального права включается и обычай. На это указывается в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ (там говорится, что местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций), а также в Федеральных законах от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
3. Муниципально-правовые отношения, их субъекты.
Myниципально-правовые отношения – отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.
Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования.
Основным элементом муниципально-правовых отношений являются субъекты правоотношений, в качестве которых могут выступать:
муниципальное образование – населенная территория, имеющая органы местно самоуправления, муниципальное образование и местный бюджет.
органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству);
совет муниципальных образований субъекта РФ создаются в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ
граждане Российской Федерации (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления);
органы территориального общественного самоуправления (создаются на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
органы государственной власти.
Оказывают содействие ОМС, депутаты, ОГВ
4. Система муниципального права.
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему. Система МП – совокупность правовых институтов, объединяющая нормы однородных общественных отношений.
Таким образом, система муниципального права включает следующие институты:
1) местное самоуправление в системе народовластия;
2) основы деятельности местного самоуправления
3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
4) гарантии местного самоуправления;
5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Первым элементом — муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.
Второй элемент — нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления. Третьим элементом — группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Четвертый элемент – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.
Пятый элемент — нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.
5. Муниципальная права как научная дисциплина (как наука).
Муниципальное право как наука – совокупность взглядов, мнений, учений, знаний, идей, теорий и практических навыков ученых и исследователей в области местного самоуправления в истории становления местного самоуправления на территории РФ и за рубежом.
Предмет научной дисциплины «муниципальное право» – организация и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования в этой области.
Методы познания:
а) диалектический — рассмотрение основ местного самоуправления в их непрерывном развитии и видоизменении;
б) системный — изучение круга вопросов местного самоуправления в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости;
в) социологический — ориентирование на мнение населения, учет прав и законных интересов гражданского общества;
г) анализ и синтез;
д) исторический
– специальные методы изучения:
а) сравнительное правоведение — анализ проблемных и иных вопросов отечественного местного самоуправления в сравнении с аналогичными вопросами зарубежного местного самоуправления, сопоставление сходных и отличительных черт местного самоуправления на территории различных регионов РФ;
б) нормативно-логический;
в) структурно-функциональный;
г) историко-юридический;
д) переход от общего к частному, от абстрактного к конкретному и иные специальные методы.
6. Основные теории местного самоуправления.
Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой — муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30-40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.
Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.
Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. (Н.М. Коркунов)
Согласно этой теории дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» только местные хозяйственные дела.
Третьей теорией местного самоуправления стала «государственная» теория самоуправления, которая сменила «общественную (хозяйственную)» теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.
Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством
В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский). Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством.
7. Основные типы местного самоуправления.
Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основными признаками англосаксонской муниципальной системы являются следующие:
органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
основная единица местного самоуправления — приход;
в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.
Французская (континентальная) мун. система. Ее главное от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.
основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет .
Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.
Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица — префекты департаментов и супрефекты коммун. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер — передать дело в административный суд. Контролю подлежит исключительно законность решений.
Наряду с двумя указанными выше муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы, как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы или отдельные модели местного самоуправления. В качестве примера можно назвать местное (коммунальное) управление Германии.
В Основном законе Германии (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность.
деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея «сквозного управления», при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.
К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др.
8. Местное самоуправление в дореволюционной России.
В развитии местного самоуправления в России особую роль играет XVI век, когда в 1555 году указом Ивана IV (1530-1584) была представлена система земских учреждений, впервые в истории России реально вводившая в практику государственного строительства начала выборного самоуправления. Полномочия земских властей охватывали тогда все ветви управления: полицейскую, финансовую, экономическую, судебную. «Смутное время», однако, прерывает нормальное развитие самоуправленческих институтов, а последовавший за ним восстановительный период характеризуется концентрацией и сосредоточением власти. Главными фигурами местного самоуправления со второй половине XVII века становятся невыборные лица – воеводы, а деятельность народного представительства, соответственно, приходит в упадок.
Наблюдатель, задавшийся целью обнаружить в русской истории периоды, наиболее благоприятные для развития местной инициативы и самоорганизации, практически не сможет найти таковых. Так, масштабная реорганизация местной жизни, предпринятая в царствование Петра I (1687-1725), вдохновлялась единственной целью: упорядочением форм и методовгосударственного контроля над всеми сферами общественной деятельности с целью максимально эффективного продвижениягосударственных же интересов. Заимствование немецких и шведских муниципальных установлений, происходившее в то время, не имело к духу подлинного самоуправления почти никакого отношения. Правда, стимулируя развитие коммерции, первый российский император пытался внедрять зачатки общественной инициативы в городах, где проживала основная масса торговцев и промышленников, но после его смерти, в 1727 году, городское население вновь было подчинено власти городовых воевод.
Екатерина II (1729-1796) в третьей четверти XVIII века начинает строить местное самоуправление в России фактически заново. Причем местные учреждения, созданные в тот период, тесно сопрягались с сословным строем, то есть самоуправление было не земским, но исключительно сословным. Несмотря на то, что предусмотренные «Жалованной грамотой городам» выборные институты остались в основном на бумаге, инициативы императрицы упразднили бесплатные служебные повинности, в течение двухсот лет обременявшие городское население страны. В итоге городская экономика к концу царствования Екатерины обнаруживает признаки заметного оживления, которое, однако, так и не стало устойчивой тенденцией.
Следующий этап преобразований связан с именем Александра II (1818-1881). Земская и городская реформа, предпринятая им в 1860-е годы, была направлена на давно назревшую децентрализацию российской системы управления. По мнению некоторых авторов, лишь начиная с этой реформы можно говорить о подлинном местном самоуправлении в России [13]. В губерниях и уездах создавались земские органы – выборные земские собрания и избираемые ими земские управы. Земское избирательное право обусловливалось имущественным цензом, а выборы строились на сословном принципе. В задачи земских органов самоуправления входило общее управление местными делами — в частности, управление имуществом, капиталами и денежными сборами земства, заведование земскими благотворительными учреждениями, развитие торговли, народного образования, здравоохранения.
Важно отметить, что земские и городские органы самоуправления не были подчинены правительственной администрации на местах, однако действовали под пристальным надзором губернаторов и министра внутренних дел. Причем, как гласил закон, «земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно». По сути, в России в то время параллельно сосуществовали две системыместной власти:государственное управление и земско-городское самоуправление. Местные вопросы, таким образом, были отделены от вопросов общегосударственных. Недостатком нововведений было то, что земская система была введена всего в тридцати четырех губерниях, то есть на меньшей части имперской территории, но даже в такой ситуации раскрепощение низовой инициативы благотворно сказывалось на развитии, например, медицинского обслуживания, образования, дорожного хозяйства.
Ситуация в очередной раз изменилась при Александре III (1845-1894), когда в 1890-е годы были пересмотрены положения о городских и земских учреждениях. Губернаторы, в частности, получили право приостанавливать исполнение постановлений выборных земских собраний не только в случае их противоречия закону, но и если они «явно нарушают интересы местного населения». Обособленность самоуправленческих структур от государства опять была упразднена, а прежний, здоровый дуализм нарушен: государство вновь обратилось к прямому вмешательству в дела сельских и городских общин.
Споры о роли земского и городского самоуправления в дореволюционной России идут до сих пор, причем нередко в них высказываются полярно противоположные мнения. Ясно, впрочем, одно: земское и городское самоуправление складывалось в уникальных общественно-исторических условиях и только в них могло быть эффективным. Таким образом, любые предложения о перенесении этого опыта в современную Россию следует признать безосновательными и нереалистичными.
9. Организация местной власти в советский период.
Традиции самоуправления в период господства командно-административной системы в значительной мере были утрачены и замещены установками, связывавшими процессы принятия любых решений с вертикальным администрированием. Советская модель организации местной власти характеризовалась следующими чертами:
формальной выборностью органов местной власти (советов. Фактически данные органы находились под контролем партийной системы и потому были ориентированы на выполнение государственных задач, а не задач, поставленных местными сообществами;
возможностью вышестоящих уровней вмешиваться в дела нижестоящего уровня;
пониманием советов как органов государственной власти, что означало идеологическое отрицание местного самоуправления.
Советскую систему отличало единство административно-территориального устройства страны. Вместе с тем, масштабы страны и ее многоукладность объективно делали невозможным тотальное государственное администрирование. Некоторая сфера жизни оставалась местным органам власти, имевшим сильную связь с населением, защищавшим его интересы.
10. Местное самоуправление в Российской Федерации в 1991-1995г.г.
Как известно, в СССР самоуправление не располагало автономией: и местные, и региональные органы власти были частью вертикально интегрированного государственного механизма.
В рамках конституционного процесса проблема местного самоуправления занимала подчиненное место по сравнению с проблемой федеративных отношений; из-за этого федерализация в России значительно опережала совершенствование муниципальной сферы. В целом же для большинства российских политических актов предыдущего десятилетия «проблемы муниципальной автономии находились на периферии их интересов и не имели для них существенного значения. Новая российская власть не нуждалась ни в проведении выборов глав администраций, ни в существовании местных Советов».
Тем не менее, в 1993 году, с принятием действующей Конституции Российской Федерации, маятник развития местного самоуправления качнулся в сторону усиления муниципальной автономии. В целом ряде нормативных актов закреплялась самостоятельность местного самоуправления.
Согласно Конституции, принятой в России в декабре 1993 г., органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти – эта новация представляет собой кальку, заимствованную в странах англосаксонской модели местного самоуправления, между тем для России всегда была ближе не англосаксонская модель, характеризующаяся полной автономией общин и развитием государства из «недр» общинной жизни, но континентальная модель, согласно которой государство существенно и постоянно вмешивается в жизнь муниципальных образований. Тем не менее Конституция закрепила самостоятельность местного самоуправления, основными признаками которой являются:
государство законодательно гарантирует невмешательство в права местного самоуправления со стороны других субъектов правовых отношений
ограничение прав местного самоуправления допустимо только на основании закона.
Раньше речь шла о превышении полномочийрегиональных властей в отношении муниципальных органов.
Полномочия местного самоуправления более детально были определены Федеральным законом 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Государственная Дума России трижды (!) принимала этот закон, преодолев в последний раз квалифицированным большинством вето Совета Федерации. Столь длительный путь принятия Закона объясняется крайне жестким противостоянием сторонников и противников муниципальной автономии, причем последние – руководители исполнительной власти регионов – как раз и составляли группу сопротивления в Совете Федерации.
В апреле 1998 года Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления; это событие теперь можно считать заключительным аккордом в недолгом процессе укрепления местной автономии после краха коммунизма.
11. Понятие местного самоуправления.
Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ, ФЗ, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы МС вопросов местного значения.
Подходы к пониманию МС:
МС – одна из основ конституционного строя (Европейская Хартия)
МС – право граждан на участие в местном самоуправлении
МС – форма осуществления населением своей власти
Местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;
5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность;
6) местное самоуправление учитывает интересы населения.
12. Принципы местного самоуправления.
Принципы МС — коренные начала, идем, которые лежат в основе МС.
Принципы местного самоуправления:
Общие принципы:
законность (действовать на основе закона и в рамках закона)
демократизм
соблюдение прав и свобод человека и гражданина
гласность (отчеты депутатов, встречи с населением)
Специальные принципы:
самостоятельность принятие решений населением по вопросам местного значения
обособленность МС от органов государственной власти
принцип обеспеченность МС материально-финансовыми ресурсами (финансовая самостоятельность обеспечивается собственными доходами местного бюджета)
МС существует на всей территории РФ, где есть население
Наличие муниципальной собственности
государственная гарантированность МС (создание системы правовых гарантий защиты прав МС, судебная защита гарантируются Конституцией РФ).
13. Функции местного самоуправления.
Функции МС – основные направление муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям, прежде всего, относятся:
1) наличие выборных органов местного самоуправления;
2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
14. Система местного самоуправления
Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления. (формы демократии, органы местного самоуправления)
Следует иметь в виду, что сложившаяся система в одном муниципальном образовании совершенно независима от аналогичной системы другого муниципального образования.
Основные уровни системы органов местного самоуправления.
1. Система органов местного самоуправления:
Представительный орган (избирается на муниципальных выборах)
1 2 3 4 5 6
referativno.ru
Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.
Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.
Муниципальное право— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Муниципальное право— самостоятельная отрасль российского права, регулирующая муниципальные отношения.
В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые институты.
Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.
Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может существовать лишь в том государстве, где публичная власть делится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, являющаяся одной из основ муниципального права.
Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь определенного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.
Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.
Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются общественные отношения по местному самоуправлению и иные непосредственно связанные с ними.
Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предполагает и различные методы их правового регулирования. Сочетание разнородности общественных отношений как предмета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбежны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.
Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.
Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того чтобы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но
и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публичной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.
Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывается осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положении, поскольку одни из них являются управляющими, а другие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.
Императивный метод правового регулирования воплощается посредством императивных муниципально-правовых норм.
Специфика правового регулирования муниципального права во многом связана со спецификой общественных отношений, являющихся предметом муниципального права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.
По этой причине методология муниципального права обогащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Например, при регулировании муниципальных финансов муниципальное право использует методы, выработанные финансовым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной собственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой предмета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.
Соответственно указанные нормы одновременно являются и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей определенное место.
Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодательства применим также и диспозитивный метод правового регулирования определенного круга отношений.
Диспозитивный метод правового регулирования позволяет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального права, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно применение императивного метода регулирования.
В итоге выбор того или иного метода правового регулирования обусловлен спецификой соответствующих муниципальных отношений.
Основные функции местного самоуправления: местного самоуправления в РФ
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Основные функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6)представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.
Муниципальное право— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Муниципальное право— самостоятельная отрасль российского права, регулирующая муниципальные отношения.
В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые институты.
Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.
Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может существовать лишь в том государстве, где публичная власть делится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, являющаяся одной из основ муниципального права.
Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь определенного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.
Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.
Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются общественные отношения по местному самоуправлению и иные непосредственно связанные с ними.
Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предполагает и различные методы их правового регулирования. Сочетание разнородности общественных отношений как предмета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбежны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.
Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.
Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того чтобы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но
и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публичной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.
Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывается осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положении, поскольку одни из них являются управляющими, а другие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.
Императивный метод правового регулирования воплощается посредством императивных муниципально-правовых норм.
Специфика правового регулирования муниципального права во многом связана со спецификой общественных отношений, являющихся предметом муниципального права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.
По этой причине методология муниципального права обогащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Например, при регулировании муниципальных финансов муниципальное право использует методы, выработанные финансовым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной собственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой предмета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.
Соответственно указанные нормы одновременно являются и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей определенное место.
Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодательства применим также и диспозитивный метод правового регулирования определенного круга отношений.
Диспозитивный метод правового регулирования позволяет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального права, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно применение императивного метода регулирования.
В итоге выбор того или иного метода правового регулирования обусловлен спецификой соответствующих муниципальных отношений.
infopedia.su
Понятие и предмет муниципального права :: BusinessMan.ru
Муниципальное право считается обособленной юридической категорией, однако одна из его ключевых характеристик — смежный относительно других отраслей права характер. Однако, исходя из каких критериев оно выделяется среди тех сфер, с которыми коррелирует? Какова специфика его предмета и методов? Какие факторы предопределяют особенности муниципального права в российской политической модели?
Определение предмета
Предмет муниципального права, согласно распространенному в среде российских юристов определению, — это правоотношения в области местного самоуправления. В то же время при определении предмета рассматриваемой юридической отрасли следует учитывать комплексный ее характер.
Дело в том, что местное самоуправление находится в тесном взаимодействии с иными типами общественных отношений, а также уровнями коммуникаций, так или иначе связанными с социально-политическими процессами в муниципалитетах. В частности, нормы бюджетного законодательства предполагают тесную взаимосвязь местных, региональных и федеральных органов власти. К тому же субъектами правоотношений могут быть граждане, предприниматели, организации коммерческие или те, что не связаны с бизнесом.
Предмет отрасли муниципального права — это комплексное взаимодействие субъектов на различном уровне политического влияния и в разных юридических статусах, которые вместе с тем объединены фактором общей территории, расположением в рамках общей муниципальной единицы.
Классификация муниципальных правовых норм
Предмет муниципального права предполагает наличие специфических регулирующих норм, которые считаются одним из ключевых элементов соответствующей юридической отрасли. Для них свойственны все те признаки, которые характеризуют нормы иных сфер права: общеобязательность, наличие политических гарантий и механизмов законного принуждения.
Классификация норм в сфере муниципального права может осуществляться по разным основаниям. Так, в рамках одной из моделей они подразделяются на регулятивные и охранительные. К первым относятся правовые нормы, которые фиксируют компетенции на уровне муниципальных органов власти, правовой статус тех или иных групп граждан, регламентируют то, как должна осуществляться реализация функций местного самоуправления. В свою очередь, охранительные нормы призваны фиксировать критерии правонарушений, а также определять необходимые механизмы правовой защиты граждан и иных субъектов, вовлеченных в процесс социально-политических коммуникаций на муниципальном уровне.
В юридической среде распространена классификация правовых норм, предполагающая их подразделение на императивные и диспозитивные. И те и другие свойственны также и для муниципального права. По мнению юристов, для соответствующей отрасли в большей степени характерны императивного типа нормы. Специфика, которой обладает предмет муниципального права, предполагает, таким образом, активности, во многом требующие следования тем или иным предписаниям, распоряжениям, приказам и т. д.
Муниципальные правовые институты
Структура муниципального права предполагает совокупное функционирование ряда ключевых социально-политических институтов. Рассмотрим их особенности.
Прежде всего, это институт местного самоуправления. Те правоотношения, которые формируют предмет муниципального права, возникают, главным образом, в силу происходящих процессов именно на уровне локальной самоорганизации власти. Люди, компании, органы управления осуществляют правоотношения, которые имеют институциональную основу.
Муниципальное право также предполагает наличие института политических гарантий, который обеспечивает стабильность функционирования элементов социально-политических коммуникаций на уровне локальной самоорганизации власти.
Он может выражаться на уровне общенациональных законов, включая, например, Конституцию. Соответственно, местная власть может осуществлять свои полномочия, опираясь на основополагающие правовые акты, обладающие большей юридической силой, чем любые муниципальные законы. Это нормативные источники, которые гарантируют защищенность локальных органов власти от правовых последствий, возникающих в результате некорректных действий местных законодательных структур и иных субъектов правоотношений.
Важнейшим для муниципальных правовых процессов считается институт выборов (народного представительства). Он предопределяет законный способ формирования органов местной власти, который во всем мире призван одним из наиболее эффективных.
Смежный характер норм
Особенности предмета муниципального права предполагают, что соответствующие законодательные нормы носят, как правило, смежный характер, тесно взаимодействуя с теми, которые регулируют правоотношения в иных юридических отраслях. Муниципальные социально-политические и экономические коммуникации коррелируют с положениями трудового, административного, земельного, финансового, бюджетного законодательства.
Достаточно сложно обнаружить примеры законов, которые бы в чистом виде носили муниципальный характер вне взаимодействия с нормами иных юридических отраслей. Так или иначе большинство правовых актов, издаваемых местной властью, направляют действие норм права, принятых на уровне отмеченных юридических сфер.
Метод муниципального права
Основной метод муниципального права определяется спецификой императивных законодательных норм, которые наиболее характерны для рассматриваемой юридической отрасли. Правовое регулирование на уровне местной власти, так же как, впрочем, в системе государственного управления на уровне регионов и федерального центра, осуществляется императивными методами. Их характеризует, прежде всего, неравенство субъектов правоотношений. Также предмет муниципального права предполагает, что, например, то или иное административное распоряжение локального органа власти будет обязательным для всех граждан населенного пункта или для определенной их группы.
Императивные методы
Рассмотрим основные разновидности императивного метода. Во-первых, это предписание. Оно заключается в том, что для того или иного субъекта правоотношений устанавливается конкретный порядок действия, альтернативы которому быть не может (как это могло бы быть при диспозитивных правовых нормах). Как правило, издают предписания органы власти, тем самым формируя юридические факты, обуславливающие возникновение правоотношений. Во-вторых, это запрет. Данный метод предполагает наличие законодательных положений, предполагающих недопустимость осуществления субъектом тех или иных действий в силу применения ответных активностей со стороны органов власти.
Диспозитивные методы
Вместе с тем муниципальное право допускает также и диспозитивные методы. В числе таковых — дозволение. Данный метод предполагает, что субъекты правоотношений могут предпринимать те или иные активности или же бездействовать в зависимости от собственного волеизъявления, личных предпочтений, приоритетов. Дозволение может характеризоваться определенностью, когда субъект выбирает один из возможных вариантов поведения. Так, например, формирование органов муниципальной власти может осуществляться в рамках нескольких механизмов, выбрать конкретный вправе жители конкретного населенного пункта или представляющие их интересы субъекты политического управления.
Другой метод из числа диспозитивных — согласование. Он применяется, если есть необходимость нахождения компромисса между позициями нескольких субъектов правоотношений. Как вариант — между органами власти двух соседствующих муниципальных территорий.
Есть метод рекомендаций, который также относится к категории диспозитивных. Его сущность заключается в предоставлении субъекту правоотношений предпочтительного алгоритма активностей в тех или иных сферах. Данный метод часто сочетается с поощрением, предполагающим установление неких льгот в случае следования субъектом правоотношения рекомендациям со стороны власти.
Место муниципального права в национальной юридической системе
Итак, предметом отрасли муниципального права являются правоотношения, которые представляют собой часть социальных коммуникаций, непосредственно связанных с локальным уровнем политических процессов. Их участниками могут быть как частные лица, так и организации в различных статусах, а также органы власти — местные, региональные, федеральные.
Предметом муниципального права является их взаимодействие в корреляции с локальным уровнем осуществления активностей. Может показаться, что значимость с точки зрения развития национальной юридической системы данных правоотношений невысокая, так как в структуре политического управления предполагаются субъекты уровнями выше, представляющие собой структуры на региональном или федеральном уровне. Но это не так.
Муниципалитет — элемент государственности
Объект и предмет муниципального права — это юридические категории, которые некоторые исследователи считают основополагающими элементами государственности. Все дело в том, что нормативное регулирование, осуществляемое посредством актов, принятых на федеральном и даже региональном уровне, подчас неспособно учитывать специфику правоотношений, осуществляемых на уровне муниципальных территорий. Есть версия, что этим и обусловлен тот факт, что местное самоуправление в РФ даже на уровне Конституции страны отделено от государственного. Законодатель справедливо полагает, что решение локальных вопросов желательно при непосредственном участии субъектов, которые участвуют в правоотношениях на муниципальном уровне.
Предмет и метод муниципального права, которые мы исследовали выше, предполагают комплексность правоотношений в сфере местного самоуправления. Общефедеральные структуры власти могут оказаться вполне компетентны в решении узкого круга вопросов (например, в области вооруженных сил, охраны природы, работы различных гражданских служб и т.д.). Однако их представители не всегда могут обладать нужным уровнем знаний в сфере социальных коммуникаций в конкретном городе или сельском населенном пункте.
Рассмотрев понятие, предмет, метод муниципального права, мы можем исследовать практический аспект взаимодействия исследуемой нами юридической отрасли и реальных социально-политических процессов. Мы можем изучить его на примере взаимосвязи муниципального права и механизмов формирования местных органов власти. В чем особенности данных коммуникаций?
Дело в том, что данный вопрос предполагает довольно интересную и содержательную дискуссию. В научной и экспертной среде сформировалось несколько противоположных точек зрения касательно того, как должны формироваться местные органы власти. Есть теоретики, которые считают, что на уровне муниципалитетов должно быть как можно больше демократии: законодательные и исполнительные структуры власти, работающие на местном уровне, должны формироваться посредством выборов. В свою очередь, есть точка зрения, сторонники которой полагают, что органы власти в муниципалитетах должны назначаться вышестоящими структурами политического управления. При этом сторонники той и другой точки зрения приводят достаточно логичные аргументы. Их подробное исследование — отдельный предмет науки муниципального права. Но мы можем рассмотреть основную суть обоих подходов.
Больше автономии и демократии
Согласно первой точке зрения, понятие и предмет муниципального права предполагают, что наиболее эффективные механизмы самоуправления могут быть реализованы исключительно при активном участии граждан в формировании политических институтов на соответствующем уровне.
В числе ключевых аргументов экспертов — активное участие населения в самоуправлении, что предполагает меньшую зависимость от центра, который, в случае с авторитарной, вертикальной моделью пользуется местными ресурсами в обмен за свои услуги в виде содействия формированию органов власти. На практике это означает, что налоги местных предприятий уходят в центр, хотя вполне могли бы стать частью местного бюджета и послужить ресурсом для развития локальной инфраструктуры. К тому же, собственно, мы отметили это выше, те люди, которые назначаются на управленческие должности центром, могут быть недостаточно компетентны в решении актуальных вопросов на уровне конкретного муниципалитета.
Или сильная вертикаль власти?
Сторонники другой точки зрения считают, что при столь неравномерном развитии регионов РФ, как это наблюдается сейчас, демократические подходы — не самый оптимальный вариант. Некоторые субъекты федерации дотационны. Если им дать автономию, которая, в свою очередь, может транслироваться на муниципалитеты, то уровень экономического развития в них может резко снизиться. Это может предопределить самые негативные последствия — вплоть до сепаратистских настроений.
Российский политический центр должен поддерживать регионы, которые объективно отстают в экономическом плане. Для этого нужен финансовый ресурс, и его брать неоткуда, кроме как с экономически благополучных регионов. Соответственно, для того, чтобы дотации из центра расходовались эффективно, нельзя допустить, чтобы к власти на локальных территориях пришли люди, стремящиеся к откровенно независимой от центра политике. Однако при слишком сильном увлечении демократией, вероятность их прихода к власти только повышается.
Понятие и предмет муниципального права — это сложная совокупность элементов, сущность которых, к тому же, может периодически меняться. Это происходит хотя бы за счет движения уровня политической свободы в муниципалитете между двумя полюсами — демократическим и авторитарным, о которых мы сказали выше. Предмет муниципального права составляют отношения между локальными субъектами, однако, вполне возможна ситуация, при которой важную роль будут играть более крупные игроки политического поля. И это тоже один из признаков комплексности соответствующей юридической отрасли, заключающийся в разнообразии возможных уровней правоотношений.
businessman.ru
Понятие и особенности муниципального права Российской Федерации.
Муниципальное право Российской Федерации.
Татьяна Михайловна Бялкина, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права.
Еженедельные семинары и лекции, в зимнюю сессию экзамен.
В случае регулярной работы, отличной работы – можно получить автомат.
Нет отработки семинарских занятий.
Семинары обязательны для посещений, на лекциях не отмечают.
Шубина Екатерина Сергеевна «Муниципальное право РФ», учебники Кутафина и Фадеева, это где-то 2007.
Под руководством Авакьяна в 2009 году учебник по муниципальному праву РФ.
Практикум по муниципальному праву (только недавно появилось в библиотеке), там программа, вопросы к теме, рекомендуемая литература, задачи…
Новый сборник нормативных актов будет прилагаться к практикуму.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, №131-ФЗ.
Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ.
Предмет и метод муниципального права. Их особенности.
Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.
Муниципально-правовые нормы и институты. Система муниципального права.
Источники муниципального права РФ.
Наука муниципального права: понятие, источники и основные этапы развития.
1. Понятие и особенности муниципального права как отрасли права рф.
В самом общем виде: муниципальное право – это право местного самоуправления; муниципальное право связано с местным самоуправлением как форма организации местной власти.
Муниципальное право – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Почему термин «муниципальное»? Термин уходит корнями в историю Древнего Рима, там словом муниципии – это города Древнего Рима, обладавшие большим набором самостоятельных прав.
В 1990-1991 году в России вначале появился термин «коммунальное» самоуправление. В Европе так и называется – «коммуна». Но термин не прижился, закон СССР 1990 года отменён. Дальнейшее – муниципальное, из стран англо-саксонским типом права.
Местные и муниципальные органы являются синонимами.
На местах есть органы, принимающие правовые акты, поэтому есть местное правотворчество, но НЕТ МЕСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (из определения закона это следует).
Когда только появилось, муниципальное право считалось особой подотраслью конституционного права, поскольку речь шла о власти на местах, о тех же местных выборах… Некоторые, вроде Авакьяна, так до сих пор считают.
По мере возникновения всё большего нормативного материала: муниципальное право – это отдельная отрасль российского законодательства.
В конце 90-х годов получила новая точка зрения: муниципальное право – это самостоятельная отрасль российского права, которая носит комплексный характер. Эта точка зрения опирается на вопрос о системе права (разбирали в рамках ТГП). Не все согласны с тем, что у нас существуют комплексные отрасли. Основные отрасли – конституционное, уголовное и гражданское. Есть ещё такие сформировавшиеся, такие как трудовые… А есть ещё появляющиеся на стыке отраслей комплексные отрасли, ну, например, экологическая, банковская отрасли, горное право, водное право, муниципальное право…
В последние годы есть ещё одна концепция, ещё один взгляд на муниципальное право. Говорят, что муниципальное право – совершенно особенная, обособленная отрасль права, так как там есть целый ряд особенностей, которые и выделяют её, со своим предметом, особенностей, системой, осуществляет регулирование общественных отношений во взаимодействии с другими отраслями права.
Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права.
Особенности этой отрасли:
Её комплексный характер.
Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много…
Это публичная отрасль права. Публичные отрасли – это отрасли, регулирующие отношения, вытекающие из властных отношений. Источник власти – местное население. Поэтому наиболее тесно связанно муниципальное право с конституционным, таможенным, административным…
studfiles.net
Понятие, предмет и метод муниципального права как отрасли.
Наименование отрасли берет начало от латинского слова minicipium, что в переводе «самоуправляющаяся община». Хотя ученые предлагают разные наименования отрасли, например, местное право, земское право, коммунальное право, право местного самоуправления. Выбор термина предопределен наименованием основной территориальной ячейки местного самоуправления — муниципальное образование. Данный термин может охватить все аспекты правового регулирования местного самоуправления.
Предметом являются общественные отношения. Специфика отношений, составляющих предмет муниципального права, заключается в том, что они возникают в особой сфере жизни общества — местного самоуправления.
Федеральный, региональный, местный уровень. Местный значит первичный уровень власти в государстве.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских сельских поселениях и других территориях, которые обладают статусом муниципального образования.
Данные отношения можно представить в виде следующих основных групп:
(1) отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия
(2) отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление
(3) отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления. NB Никаких законодательных органов на местном уровне нет! Судебной власти на местном уровне нет!
(4) отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельной публично-властной функции в сфере местного самоуправления муниципальной службы и муниципальных служащих
(5) отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления
(6) отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти
(7) отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества
Особенности предмета муниципального права
1. Данные отношения носят локально-территориальный характер, т.к. возникают на местном и муниципальном уровне
2. Данные отношения имеют комплексный характер, т.к. связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления Вологодской области всех сферах местной жизни: экономической, социальной, культурной и т.д.
3. Особенность субъекта (население, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления).
В науке до сих пор идет спор о самостоятельности и комплексности муниципального права. До 90 г такой отрасли не существовало, было только государственное право, муниципальное — подотрасль. С 90 г стала выделяться отдельно.
(1) Муниципальное право — подотрасль конституционного (или административного). Общий институт — местное самоуправление, общий источник — Конституция. Соответственно, сейчас не считается подотраслью. (2) Муниципальное право — самостоятельная отрасль, которая носит комплексный характер. Многие нормы муниципального права являются одновременно нормами других отраслей. (3) Муниципальное право — микромодель национального права России.
Муниципальное право использует те же методы, что и другие отрасли публичного права. В качестве элементарных способов правового регулирования называют: запреты, обязывания, дозволения.
Императивный, диспозитивный методы. Доминирующим является императивное регулирование. Законодатель императивно определяет основные параметры местного самоуправления, задавая необходимую меру, с одной стороны, единства муниципальной власти, с другой стороны, самостоятельности отдельных субъектов местного самоуправления. Диспозитивное начало используется при закреплении статуса местного населения.
Метод гарантий. Федеральные органы гос власти и органы гос власти субъектов обязаны обеспечивать муниципальным образованиям местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Метод рекомендательного регулирования. Создание контрольного органа.
Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделятся органы местного самоуправления.
2. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, классификация, институты.
Муниципально-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Присущи те же черты, что характерны нормам иных отраслей (общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы гос гарантий, защита от нарушений принудительными средствами).
Особенности:
(1) Значительная часть норм содержится в актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти.
(2) Многие нормы муниципального права выступают одновременно нормами других отраслей (конституционного, гражданского, финансового).
Классификация
. по объекту правового регулирования
1. нормы, закрепляющие местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции)
2. нормы, закрепляющие основы деятельного местного самоуправления (4 основы: правовая, территориальная, организационная, финансово-экономическая)
3. предметы ведения, полномочия
4. гарантии местного самоуправления
5. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц
. по характеру предписаний
1. управомачивающие (компетенция органов местного самоуправления)
2. обязывающие (обязанность работать с обращениями граждан, иметь бюджет, устав)
3. запрещающие (запрет выборным должностным лицам местного самоуправления быть депутатами представительных органов)
. по степени определенности предписаний
1. императивные
2. диспозитивные
. по территории действия
1. федеральные
2. региональные
3. местные
Материально-правовые, процессуально-правовые.
Нормы -цели, -принципы, -дефиниции, -гарантии, коллизионные нормы.
Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправления ценности, направления и способы деятельности. Нормы-дефиниции вводят базовые для муниципального права термины. Нормы-гарантии направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправления, иных субъектов муниципального права.
Институты.
3. Источники муниципального права: понятие, классификация.
Источники — внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Нормативные акты в зависимости от уровня правового регулирования.
1) источники, принимаемые на федеральном уровне
Конституция
19 статей
Похожие статьи:
poznayka.org